Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
  "Детский сад № 47" (МБДОУ №47)
Полысаевский городской округ

---------Школа здорового образа жизни---------

Кто спит в постели сладко? Давно пора вставать.

Спешите на зарядку, мы вас будем ждать!

Просыпалки – гимнастика после сна

Одной из форм укрепления здоровья детей дошкольного возраста является гимнастика после дневного сна в постели. Чрезвычайно важно придать гимнастике после дневного сна именно оздоровитель­ную направленность. Примерная схема проведения оздоро­вительной гимнастики после дневного сна в домашних условиях выглядит так: гимнастика в постели; водные процедуры. Пробуждение ребёнка происходит под звуки плавной музыки, громкость которой медленно нарастает. Гимнастика в постели направлена на постепенный переход ребёнка от сна к бодр­ствованию. Главное правило - исключить резкие движения, которые могут вызвать растя­жение мышц, перевозбуждение, перепад кровяного давления и, как следствие, голо­вокружение. Длительность гимнастики в постели - около 2-3 минут. Гим­настика в постели может включать такие элементы, как потягивание, поочередное и одновременное поднимание и опускание рук и ног. Важно отметить, что, гимнастику после дневного сна  проводят в игровой форме.

Гимнастика в постели

Потягивание. «Снежная королева про­изнесла волшебные слова, и ребёнок стал расти во сне». Лежа на спине, руки поднять вверх и опустить на постель за головой, глаза закрыты. Поочередно тянуть от себя правую и левую руку, правую и ле­вую ногу (то носком, то пяткой), можно потянуться одновременно руками, ногами, растягивая позвоночник.

Игра «Зима и лето» (напряжение и рас­слабление мышц). Лежа на спине. На сигнал «зима!» ребёнок должен свернуть­ся в клубок, дрожать всем телом, изобра­жая, что ему холодно. На сигнал «лето!» ребёнок раскрывается, расслабляет мышцы тела, показывая, что ему тепло. Повторить несколько раз.

Самомассаж ладоней. Зимой очень хо­лодно, поэтому мы добудем огонь, чтобы согреться. И.п. - сидя в постели, ноги скрестно. Быстро растирать свои ладони до появления тепла. Затем теплыми ладо­нями «умыть» лицо. Повторить 3-4 раза.

Отдыхаем. Лежа на животе с опорой на локти, ладонями аккуратно под­держивать подбородок. Поочередно сги­бать и разгибать ноги в коленях. Повто­рить 3-4 раза.

1-й комплекс

1. И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Согнуть колени, ноги под­тянуть к груди, обхватить колени руками, вернуться в и.п.

2. И.п.: лежа на спине, руки в замок за голову, ноги согнуты в коленях. Наклон колен влево, в и.п., наклон колен вправо, в и.п.

3. И.п.: сидя, ноги вместе, руки в упоре сзади. Согнуть ноги в коленях, подтянуть их к груди, со звуком «ф-ф» — выдох, и.п., вдох (через нос).

4. И.п.: то же, одна рука на животе, другая на груди. Вдох через нос, втя­гивая живот; выдох через рот, надувая живот.

5. И.п.: стоя, ноги врозь, руки внизу. Хлопок в ладоши — выдох; развес­ти ладони в стороны — вдох.

6. И.п.: о.с. Потягивания: достали до потолка, вернулись в и.п.

2-й комплекс

1. И.п.: сидя, ноги скрестно, крепко зажмурить глаза на 5 сек., открыть (повторить 8-10 раз).

2. И.п. то же, быстро моргать глазами 1—2 мин.

3. И.п. то же, массировать глаза через закрытые веки круговыми движе­ниями указательных пальцев в течение 1 мин.

4. И.п. то же, тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко, через 1—2 сек. Снять пальцы с века, повторить 3—7 раз.

5. И.п. то же, отвести глаза вправо, влево.

6. И.п. тоже, отвести глаза вверх, вниз

Примечание: и.п. – исходное положение.

---------Школа здорового образа жизни---------

Профилактика плоскостопия

«Большая часть болезней наших – это дело на­ших собственных рук; мы могли бы почти всех их избежать, если бы сохранили образ жизни простой и однообразный, который предписан нам был при­родою»

Жан-Жак Руссо

Показателем здоровья, имеющим тесную связь с физическим развитием ребенка, является состояние его стопы. Чтобы ребенок мог ходить, бегать, прыгать без ограничений, его ноги должны быть здоровы. Плоско­стопие - это деформация стопы, характеризующаяся уменьшением или от­сутствием внутреннего продольного свода стопы и наклоном пятки внутрь. Стопа - фундамент, опора нашего тела, и любое нарушение разви­тия может отражаться на осанке ребенка. При плоскостопии снижается или исчезает рессорная, амортизирующая роль стопы, в результате чего внутренние органы становятся мало защищенными от сотрясений. Одной из причин плоскостопия является неправильно подобранная обувь, вредно носить не только тесные, но и чересчур свободные туфли, ботинки, которые иногда покупают детям «на вы­рост», категорически запрещается ношение теплой обуви в помещении, ноше­ние обуви со стоптанными задниками. Обувь без каблука, с мягким непрочным задником (тапочки, сандалии, босоножки без пяток) плохо фиксируют стопу. Диагностика состояния сводов стопы у детей дошкольного возраста осуществляется с использованием объективных методов исследования (плантография). Плантографию можно провести в домашних условиях.  Для этого надо несколько чистых листов бумаги (желательно шероховатой, чтобы отпечатки были более четкими) и водный раствор "зеленки" либо гуашевую краску, разведенную до консис­тенции молока. Посадить ребенка на низкий стул и при помощи ватного тампона нанести на его стопы одно из этих красящих средств. Взяв ребёнка за обе руки, пред­ложить встать одновременно двумя ногами на лист бумаги. Повторите процедуру два-три раза до получения отчетливых отпечатков стопы - плантограммы.

Оценка плантограммы

Возьмите карандаш и линейку, прочертите две линии. Первая линия соединяет центр пятки с промежутком между, вторым и третьим пальцами ноги. Вторая линия проводится от центра пятки до центра большого пальца. Если обе линии располо­жены внутри отпечатка - стопа плоская; если первая линия проходит внутри отпечатка - стопа уплощенная; если контур отпечатка в срединной части не перекрывает эти линии - стопа нормаль­ная. Другие признаки плоскостопия: боли в голеностопном суставе или икроножных мышцах (характерно для теплого периода года, когда ребенок много двигается); тя­желая косолапая походка; обувь, скошен­ная с внутренней стороны.

Массаж стопы

Сначала подошва разминается с помощью поглаживаний ладонью, затем - нажимом больших пальцев. Необходимо сделать десять - двадцать повторных движений на каждую стопу. Стопа - удобное место лечебного воздействия. Во-первых, она хоро­шо разминается от естественных упражнений (ходьбы и бега босиком по песку и мелкой гальке), которые нравятся каждому ребёнку, во-вторых, воз­действовать на неё можно с помощью массажа, который не требует боль­ших затрат времени и особых навыков.

        Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия

1. Ходьба перекатом, на носках, на пятках.

2. Ходьба на внешней, на внутренней стороне стопы.

3. «Каток» — сидя на стуле, катать мяч, скакалку сначала одной, за­тем другой ногой.

4.   «Буксир» — сидя на полу, ноги согнуть, пятки плотно прижать к полу и не отрывать от него в течение всего периода выполнения упражне­ния. Движениями пальцев ноги подтащить под пятки разложенную по полу салфетку, на которой лежит какой-нибудь груз. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.

5.   «Гусеница» — сидя на полу с согнутыми коленями, сгибая пальцы ног, подтягивать пятки вперед (пятки прижимать к пальцам) до выпрямления ног. Пальцы расправить и движение повторить

одновременно.

7.   «Кораблик» — сидя на полу с согнутыми коленями, прижимая по­дошвы ног друг к другу, постепенно выпрямить колени. Придать ступням форму кораблика.

8.   «Дворник» - сидя на полу с согнутыми коленями, поставить по­дошвы ног на пол на расстоянии 20 см. Согнутые пальцы ног сперва сближаются, а затем разводятся в разные стороны, при этом пятки остаются на одном месте.

9.   «Мельница» — сидя на полу, ноги выпрямить. Описывать ступня­ми круги в разных направлениях.

10. «Автоматическая дверь» — стоя на полу, разводить и сводить выпрямленные ноги, не отрывая подошв от пола.

11. «Барабанщик» — сидя на полу, колени согнуть. Стучать по полу только пальцами ног, не касаясь пятками. В процессе выполне­ния упражнения колени постепенно выпрямляются.

Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста

Гимнастика для ног является основным методом профилактики плоскостопия. Самое важное состоит в том, каким образом ребенок будет воспринимать занятия. Вам надо не просто предоставить ему возможность упражняться, следует прививать ребенку любовь к движениям. Для того чтобы гимнастика приносила больше радости ребенку, обыгрывайте упражнения, включайте специальные игры. Делать упражнения можно когда угодно и где угодно, нет необходимости создавать специальные условия. Главное — упражняться ежедневно, превращая эти движения в привычку. При плоскостопии необходимо укреплять мышцы ног, особенно сгибатели стопы и пальцев, мышцы, поворачивающие стопу подошвой кнутри. Для того чтобы исключить статическую нагрузку на ослабленные мышцы, лучше начинать с упражнений, выполняемых в положении сидя. Затем, по мере укрепления мышечно-связочного аппарата, переходить к упражнениям в положении стоя. Упражнения, выполняемые в положении сидя: сгибание и разгибание стоп, сжимание и разжимание пальцев, круговые движения стопами по максимальной окружности в обе стороны, поворот стопами подошвами внутрь, захват и удержание округлого предмета (мячика, кегли и т. д.) подошвами, сжимание резинового мячика подошвами, поочередно стопой каждой ноги выполнять поглаживающие движения по голени до колена и обратно. Комплекс завершается серией упражнений с предметами. Можно покатать ногами пластиковую палку или трубку или поднимать различные предметы с пола при помощи ног.

-----------//////----------

Правильно подобранная обувь, массаж и физическая активность помогут избежать появления, а как следствие и лечения плоскостопия у детей. Лучше с малых лет следить за этим аспектом развития малыша, чтобы заранее предотвратить серьезные проблемы в будущем, например, нарушение осанки. Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста - это забота родителей.

Профилактика плоскостопия сводится к соблюдению следующих правил:

Профилактика плоскостопия осуществляется при помощи специальных упражнений.