Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
  "Детский сад № 47" (МБДОУ №47)
Полысаевский городской округ

Физическое воспитание детей дошкольного возраста: понятие, задачи, виды работ, методы, условия и средства    

 

А) ЗАДАЧИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Одной из сторон развития личности является физичес­кое развитие это процесс изменения форм и функций организма под воздействием условий жизни и воспитания. В узком смысле - это антропометрические показатели – рост, вес, увеличение объема легких и др. В широком смысле, к изменениям антропометрических показателей добавляется совершенствование физических качеств: быстрота, ловкость и др. Физическое развитие непосредственно связано со здоровьем человека. Здоровье - это физическая, гигиеническая, душевная, социальная культура человека. Устав всемирной организации здравоохранения утверждает, что здоровье – это не только отсутствие болезней и физических дефектов, но и полное физическое, духовное и социальное благополучие. Охрана здоровья детей, его укрепление составляют пред­мет особой заботы взрослых. Ведь ребенок еще так мал, что не может без помощи взрослого беречь и укреплять свое здо­ровье. Взрослые создают благоприятную материальную сре­ду, обеспечивают ребенку безопасность жизнедеятельности, питание, способствуют двигательной активности и т. п. Деятельность взрослого, направленная на укрепление здоровья ребенка, составляет содержание физического вос­питанияФизическое воспитание – это педагогический процесс, направленный на охрану и укрепление здоровья ребенка, формирование двигательных навыков и физических качеств, а так же на освоение культурно-гигиенических навыков и умений. Таким образом, физическое воспитание создает условия для физического развития ребенка. Целью физического воспитания является формирование у детей здорового образа жизни. Цель определяет задачи физического воспитания. Задачи физического воспитания формулировались разными авторами, например, такими как Ю.К.Бабанский, В.И.Логинова, Г.В. Хухлаева и др.

ЗАДАЧИ

Ю.К. Бабанский

В.И. Логинова

Г.В.Хухлаева и др.

1. Укрепление здоровья и закаливание, содействие правильному физическому развитию и повышению работоспособности

2. Формирование двигательных навыков и умений

3. Развитие основных двигательных качеств

4. Привитие гигиенических навыков, сообщение знаний по гигиене

5. Воспитание воли, смелости, дисциплины

6. Формирование привычки и интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями

7. Привитие организаторских навыков

1. Охрана и укрепление здоровья

2. Обеспечение своевременного и полноценного развития всех органов и функций организма

3. Формирование основных . движений и двигательных навыков, ловкости, гибкости, смелости

1. Группа оздоровительных задач: охрана и укрепление здоровья, закаливание, развитие двигательной активности

2. Группа воспитательных задач: формирование нравственно-физических навыков, формирование потребности в физическом совершенстве. Воспитание культурно-гигиенических качеств

3. Группа образовательных задач: формирование представлений о своем организме, о здоровье. Формирование навыков выполнения основных движений, формирование представлений о режиме, об активности и отдыхе

Современная дошкольная педагогика в этом вопросе опирается на подход Г.В.Хухлаевой, которая выделяет три группы задач.

Б) ВИДЫ РАБОТ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ И ФОРМЫ ЕЕ ОРГАНИЗАЦИИ. Формы организации физического воспитания — это воспитательно-образовательный комплекс разнообразной деятельности ребенка, основу которой составляет двигательная активность. Использование разнообразных форм двигательной деятельности создает оптимальный двигательный режим, необходимый для полноценного физического развития и укрепления здоровья ребенка. К формам организации физического воспитания детей относятся:

1. Занятия (НОД): физкультурные, музыкальные, познавательные (по ознакомлению со своим телом, вредными привычками, здоровым образом жизни, великими спортсменами).

2. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня: утренняя гимнастика, физкультминутки, физкультурные паузы, закаливающие процедуры в сочетании с физическими упражнениями, упражнения после дневного сна, подвижные игры и физические упражнения на прогулке

3. Работа по физическому воспитанию детей в повседневной жизни: подвижные игры, прогулки и экскурсии, индивидуальная работа с отдельными детьми, самостоятельная двигательная деятельность детей - самостоятельные занятия детей различными видами физических упражнений, праздники, досуги, дни здоровья. Все эти формы, отвечая общим задачам физического воспитания и всестороннего развития ребенка, находятся во взаимосвязи; каждая из них имеет свои специальные задачи, определяющие ее место в режиме дня дошкольного учреждения.

В) МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ. В системе физического воспитания работа осуществляется при помощи разнообразных средств: гигиенические факторы (правильный режим, рациональное питание, гигиеническая обстановка, формирование культурно-гигиенических навыков); социально-бытовые факторы (умывальная комната, мебель, посуда и т.д.); естественные силы природы (для закаливания и укрепления организма); физические упражнения - основное средство физического воспитания дошкольников; физкультурное оборудование (физ.уголки, физ. Залы, бассейны и т.д.); спортивный инвентарь (мячи, лыжи, велосипеды и т.д.); художественная литература; иллюстрации. Для решения воспитательных и образовательных задач используются методы: упражнения, беседа, подвижные игры, создание проблем­ных ситуаций, рассматривание картин и иллюстраций, анализ физических и нравственных качеств.

Г) УСЛОВИЯ УСПЕШНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ: Естественные факторы природы; Гигиена группы, участка, оборудования, одежды, обуви (чистота, подбор с учетом возраста, подбор с учетом сезона); Соблюдение режима дня; Лечебно-профилактическая работа; Единство детского сада и семьи по вопросам физического воспитания детей дошкольного возраста; Создание эмоционально-положительного климата в группе и детском саду.