Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
  "Детский сад № 47" (МБДОУ №47)
Полысаевский городской округ

Советы логопеда. Готовьте ребенка к школе

Чтобы ребенок мог успешно учиться, к моменту поступления в школу у него должны быть достаточно хорошо развиты системы и функции организма, которые начинают испытывать повышенную нагрузку с самого начала обучения. Прежде всего это относится к центральной нервной системе. Ребенок должен уметь тормозить свою двигательную активность, иначе ему будет трудно проявить усидчивость во время школьного урока, внимательно воспринимать то, что говорит учитель, осваивать чтение и письмо. Для того, чтобы ребенок овладел письмом, рисованием, необходимо, чтобы у него мелкие мышцы кисти достигли определенного развития и сформировались моторные (двигательные) навыки. И наконец, необходимо, чтобы у ребенка хорошо была развита речь, чтобы он умел четко выражать свою мысль и правильно произносить звуки. Без этого он не сможет научиться грамотно писать.

Большинство детей, поступающих в первый класс, функционально готовы к выполнению школьных требований и без труда справляются с учебой. Однако, как показали многолетние наблюдения педагогов и психологов, среди первоклассников есть и такие дети, которым учеба дается с трудом, хотя умственно они развиты совершенно нормально. Одни уже с самого начала становятся неуспевающими учениками, другие выполняют школьные требования, получают хорошие отметки, но достигают этого ценой большого напряжения. А оно быстро приводит к переутомлению и ухудшению состояния здоровья ребенка: появляются раздражительность, плаксивость, нарушение сна. Такие дети не готовы к обучению из-за того, что у них запаздывает развитие школьно необходимых функций. Чаще всего такое отставание связано с неправильным течением внутриутробного развития плода и родов, частыми заболеваниями на первом году жизни. Все это вызывает задержку развития нервной и мышечной систем. Правда, в процессе обучения отстающие функции совершенствуются, и ребенок постепенно догоняет в развитии своих сверстников. Но на это уходят месяцы, а иногда и весь первый год обучения, и то, что упущено за это время, придется наверстывать в будущем. А это может сказаться на успеваемости ребенка, вызвать нежелание учиться и даже неблагоприятно отразится на состоянии его здоровья. Поэтому еще до поступления ребенка в школу можно и нужно с помощью специальных упражнений стараться ускорить развитие школьно необходимых функций. Готовить к школе следует всех детей, но прежде всего тех, которые не посещают детский сад. К ежедневным занятиям с ребенком нужно приступить, как только ему исполниться 5 лет. Пусть он систематически занимается рисованием: раскрашивает картинки, перерисовывает - не сдерживайте его фантазию, но следите, чтобы он правильно держал карандаш, фломастер и кисточку. Очень полезно лепить из пластилина и вырезать из бумаги, ткани или картона различные фигуры. Если есть конструктор с мелкими деталями, собирайте его вместе с ребенком. Учите детей пришивать пуговицы, а девочек вязать крючком, вышивать, но только под вашим наблюдением! Все это будет стимулировать развитие мышц кисти. Развитие двигательных навыков, особенно тонких движений пальцев рук, оказывает существенное влияние на развитие мозга и речи, что очень важно при подготовке к школе. Если ребенок имеет дефекты произношения, следует заблаговременно обратиться к логопеду. Наблюдения педагогов и психологов показывают, что дети, неправильно произносящие отдельные звуки, и пишут неправильно. Для того, чтобы у ребенка сформировалась правильная речь, чаще обсуждайте с ним прочитанные книги, предлагайте рассказывать об увиденном на улице, в гостях или составлять рассказы по картинкам. Желаем Вам терпения и успехов в учебе.

Ольга Юрьевна Корнева, учитель - логопед

А какие таланты у вашего ребенка?

Включишь ритмичную музыку - ребенок начнет танцевать. Попадет в маленькие ручки фломастер - появление каракуль на листочке не заставит себя долго ждать. Насмотрится малыш сказок по телевизору - начнет театрально подражать любимым героям. Как отличить увлечения от настоящих способностей? И как распознать имеющиеся таланты? 

Художник. Трудно найти ребенка, который бы не увлекался рисованием. Кисточки, фломастеры, карандаши, альбомы и раскраски — непременные спутники любого детсадовца. Как правило, все малыши рисуют много и с удовольствием. Но далеко не у каждого ребенка обнаруживаются настоящий талант художника. Итак, ваш ребенок имеет художественные способности, если... В своих рисунках он постоянно придумывает что-то новенькое, отказываясь от изображений стандартных фигур и картинок; ребенок рисует то, что ему никто раньше никогда не показывал; малыш постоянно стремится украсить дом или свою комнату, придумывает вместе с вами одежду для куклы, с удовольствием рассматривает красивые картинки и имеет свои предпочтения в цветах. Вы заметили, что малыш умеет отлично комбинировать одежду и хорошо сочетает цвета. Это говорит о том, что ваш ребенок обладает зачатками вкуса и помимо практической пользы вещей видит в предметах эстетическую направленность. А это, согласитесь, дорогого стоит! Не будущий ли дизайнер растет в вашем доме?

Совет: художественные способности поле широкое, и оно не ограничивается альбомом и красками. Этот талант успешно проецируется во все сферы жизни - дизайн интерьера и одежды, декорация сцены или прикладное искусство. Чаще давайте малышу поводы, для творчества. Пусть сам, выберет. какие обои поклеить в его спальне и какого цвета, комбинезон он наденет сегодня. Даже если из вашего чада Шишкин не получится, то хороший вкус никогда не помешает!

Музыкант. Каждый родитель знает, что дети совершенно особенным образом реагируют на звуки. Еще стоять толком не умеет, а уже в такт музыке ножками дрыгает. Но музыкальные способности - особенный дар, который есть не у каждого. Чем раньше его распознать и начать развивать, тем лучший результат можно получить. Итак, ваш ребенок обладает музыкальными способностями, если... Он быстро запоминает мелодии и песни — напевает понравившиеся или наигрывает их «подручными» музыкальными инструментами; стремится находиться там, где играет музыка; хорошо распознает ранее услышанные им мелодии и песни; сам с удовольствием поёт песенки.

Совет: распознав музыкальные способности, не торопитесь отдавать ребенка в музыкальную школу. Понаблюдайте за ним, поймите, что ему интересней играть на инструментах, петь или слушать, воспроизводить или сочинять? Кстати, музыкальные способности могут пригодиться и в других сферах. Например. помочь в изучении иностранных языков или в литературном творчестве.

Артист. Кто в детстве не пародировал кого-нибудь перед зеркалом, не любил наряжаться и корчить рожицы? А есть такие, кто ни разу не участвовал в новогоднем детсадовском спектакле? Как вы поняли, кривлялись в детстве все, но актерские способности были далеко не у каждого. А вот если ваш малыш... Часто выражает свои мысли и эмоции с помощью жестов, мимики и телодвижений; с чувством, с толком, с расстановкой декларирует стихи и интересно рассказывает разные истории и анекдоты, голосом выражая разные чувства; умеет копировать повадки людей и животных и тонко чувствует настроение «зрителей»; обожает быть в центре внимания, то можно смело говорить о том, что в вашем малыше живет маленький актер! И ваша задача: помочь ему вырасти, то есть грамотно развить эти актерские способности. Совет: на любой семейный праздник, подарите бабушке не букет тюльпанов, а тематическую сценку, где ваш малыш исполнит главную роль, четко придерживаясь намеченного сценария. А еще тренируйте память - артистам требуется выучивать большие тексты!

Светлана Александровна Вдовиченко, воспитатель изо, 

Наталья Власовна Захарова, музыкальный руководитель

Как быстро сделать подарок своими руками с маленьким ребенком
 

Подарок своими руками «Браслет из соленого теста».

Даже  маленькие дети могут сделать подарок своими руками,  пусть небольшой, пусть самый простенький, но сами. Только взрослые должны немного помочь! Итак, для изготовления бусинок для браслета понадобится цветное соленое тесто, стека, зубочистки, влажная салфетка для рук. Работать удобнее на досточке.

Рецепт соленого теста

Смешать ингредиенты: 150 гр. муки, 300 гр. соли экстра, 2 ст. ложки обойного клея или крахмала, затем добавить 100 мл воды и нужный цвет гуаши. Замесить тугое тесто. 

Скатав из теста  «колбаски» нужной толщины, отрезаем кусочки из соленого теста небольшого размера для бусин. Готовые кусочки скатываем в шарики.

Каждую готовую бусину протыкаем зубочисткой (вставлять нужно аккуратно, ввинчивая) и оставляем сохнуть на досточке, периодически переворачивая бусины. 

Можно поэкспериментировать и сделать разноцветные бусины. Для этого нужно скатать «колбаски» разного цвета, соединить их, ещё раз раскатать все части между собой. Когда толщина «колбаски» стала подходящей, отрезаем от нее кусочки и скатываем в бусины. 

После того, как бусины высохли (через пару дней), собираем браслет из соленого теста на двойную нитку-резинку. Браслет из соленого теста готов!

 

Татьяна Петровна Воробьева, Валентина Адреевна Беляева, воспитатели 

Воспитание общечеловеческих ценностей

Принципы воспитания – основные идеи по работе с народной сказкой, поэтому опираются на его цель: формирование представлений и положительного отношения у дошкольников к общечеловеческим ценностям на основе многовековой культуры. Средством решения данной проблемы может стать активное использование в процессе воспитания народных сказок. Практически в каждой из них решаются проблемы семьи, безопасности жизни детей и взрослых, взаимодействия братьев и сестер, общения детей со сверстниками, отношения к материальным ценностям и к своим обязанностям в семье. С помощью сказок реализуются принципы социального воспитания, детям становятся доступны основополагающие для них ценности – дружба, верность друзьям, ответственность друг за друга. Содержание всей сказки или ее фрагмента может стать опорной точкой для обсуждения и разыгрывания реальных отношений детей, обсуждения их поступков и причин того или иного поведения.
Сказочные уроки
Мир детей не похож на мир взрослых! В нем тесно переплелись фантазия и реальность. Многие проблемы с детьми возникают из-за непонимания их мира – странного, часто не реального. Исправить ситуацию вам помогут народные сказки. Они станут тем волшебным мостиком, который соединяет два разных мира – детский и взрослый. С помощью сказок вы можете многому научить своего малыша. Дело в том, что в сказке важные для детей понятия даны образно и поэтому хорошо усваиваются, причем (что очень важно) на подсознательном уровне. Здесь главное – правильно расставить акценты.

,

Благодаря истории про сестрицу Аленушку и братца Иванушку ребенок поймет, как важно слушаться старших.

Для урока взаимопомощи подойдет «Репка»

Сказка о двух упрямых козлятах, которые не хотели уступать друг другу дорогу – хороший повод поговорить о конфликтах на детской площадке.

«Теремок» даст урок того, как можно мирно «жить» на детской площадке. И как неприглядно выглядит тот, кто ведет себя плохо, как медведь.

Сказка заранее готовит ребенка к сложным ситуациям, в которых он может оказаться, когда подрастет. Слушая историю «Заюшкина избушка», малыш обычно сочувствует зайцу, которого лиса выгнала из его дома. Объясните ребенку: все произошло потому, что хозяин дома пустил к себе лису. Когда малыш подрастет, и будет оставаться дома один, у него в подсознании будет заложена подсказка: нельзя пускать в дом посторонних.
Полезные советы:

  • Старайтесь сказку именно рассказывать, а не читать. Тогда вы сможете вовремя увидеть реакцию ребенка, и акцентировать его внимание на тех моментах, которые особенно важны вам на данный момент.

  • Рассказывая сказку, старайтесь не отвлекаться на посторонние дела. 

  • Поучительные беседы должны быть короткими.

  • Если малыш изо дня в день просит рассказать одну и ту же сказку – рассказывайте. Значит, у него есть проблема, которую эта сказка помогает ему решить.

  • Будьте осторожны с подробностями и иллюстрациями!

  • Очень полезно играть в сказку, инсценировать ее.

Помните, что сказка ложь, да в ней намек…

Анастасия Викторовна Яценко, воспитатель 2 младшей группы

 

Совет музыкального руководителя «Как развить чувство ритма у дошкольника»
 

Интересные игровые упражнения с использованием «собственных» музыкальных инструментов помогут ребенку легко усвоить и осмыслить понятие ритма (ритмического рисунка), составляющего обязательный элемент мелодического движения. Ритм – это последовательность звуков различной длительности. Выполнение речевых упражнений: произношение имен, ряда слов, состоящих из названий деревьев и цветов, потешек, небольших четверостиший – позволяет детям хорошо ориентироваться в соотношении звуков по длительности. В качестве «собственных» музыкальных инструментов используются хлопки (всей ладонью, пальцами, горстью, посредине ладони и возле пальцев), шлепки по коленям (правому, левому, одновременно), притопы, удары по полу (всей ступней, пяткой, носком), щелчки пальцами и др.

Все упражнения нужно исполнять следующим образом:
- вместе с ребенком;
- поочередно с ребенком;
- с различной динамикой (силой звука);
- с изменяющейся динамикой (внезапно громко и внезапно тихо; постепенно усиливая звучность или затихая);
- в различном регистре голоса (нормальный голос, фальцет, низкий голос, шепот, носовой голос);
- в различных темпах (с различной скоростью исполнения);
- в изменяющихся темпах (смена темпа без постепенного перехода, с постепенным переходом, ускоряя и замедляя).
Упражнение «Произнеси имя»
1. Произнести имя и прохлопать его, держа руки прямо, вверху, над головой, справа и слева, внизу.
2. Произнести имя и шлепать по коленям.
3. При произнесении имени сесть или встать и сделать шаг вперед, встать и выполнить поворот или встать на одну ногу, сопровождая это прохлопыванием.
4. Произнести имя: громко, тихо, шепотом, «высоким», «низким» голосом, в нос, медленно, быстро.
5. Прохлопать свое имя, не проговаривая его.
6. Ребенок свободно ходит по комнате и шепотом произносит свое имя. По условному сигналу взрослого (удар бубна) присесть. Ходить можно по-своему: на пятках, на носках, на всей ступне.
7. Ребенок произносит имя тихо или громко. Например, при широко расставленных руках – громко, при положении ладоней близко друг от друга – тихо.
8. Ребенок сам определяет, сколько хлопков (ударов по коленям, по полу, притопов или шагов) нужно сделать на имя Женя, Нина, Наташа.
9. Ребенок должен придумать имя, которое нужно прохлопать два или три раза.
10. Произнося имя Саша, ударить по коленям на первом слоге, хлопнуть в ладоши на втором и наоборот.
11. Сказать протяжно имя Том и определить, сколько раз нужно хлопнуть.
Можно также использовать стихи для ритмизации и пропевания, прохлопывая  в ладоши, определяя короткие и долгие звуки, записывать, соединив перекладинками короткие палочки.


Очень мил бывает кролик иногда,
С ним приятно сесть за столик, Да-да-да!


Петя – булочник,
Испеки ситничек;
Булку и ватрушку,
Саечку и плюшку.


Ночь пришла, ночь пришла,
Темноту привела.
Задремал петушок,
И запел сверчок.


Гусь поет, а бычок
Держит скрипку и смычок.
Слон трубит, а баран
Барабанит в барабан.

 

Попробуйте сочинить с детьми песенку на этот текст, ритмизуя ее и используя звучащие жесты. Песню можно спеть на двух звуках (высоком и низком). Можно закончить ее нижним, а можно верхним звуком, можно звук повторить, а можно их чередовать. Но обязательно нужно помнить, что слон в песенке трубит, а барабан барабанит!

Наталья Власовна Захарова, музыкальный руководитель