Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по формированию основ безопасности
Воспитатель: Беляева Валентина Андреевна
Группа: старшая группа
Тема: Землетрясение
Цель: уточнение и расширение представлений о природном явлении – землетрясение и закрепление правил безопасного поведения человека в чрезвычайной ситуации.
Интеграция образовательных областей:
«Социально-коммуникативное развитие» (направление «Формирование основ безопасности»),
«Познавательное развитие» (направления: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности», «Ознакомление с миром природы»),
«Речевое развитие» (направление «Развитие речи»)
Программное содержание
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие».
Направление «Формирование основ безопасности». Формировать у детей представление о природном явлении – землетрясении и правила поведения человека при землетрясении. Воспитывать осознанное отношение к выполнению правил безопасности. Активизация мышления детей через решение проблемных ситуаций, моделирование правил и ситуаций безопасного поведения во время землетрясения в помещении.
Образовательная область «Познавательное развитие».
Направление «Развитие познавательно-исследовательской деятельности». Развивать любознательность. Развивать умение детей действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом. Закрепить умение получать информацию экспериментальным путем (определить степень разрушения при землетрясениях разной силы; определить степень разрушения высоких и низких построек)
Направление «Ознакомление с миром природы». Знакомить детей с явлением природы – цунами. Знакомить с понятиями «плиты», «сейсмолог».
Образовательная область «Речевое развитие».
Направление «Развитие речи». Обогащать словарь детей существительными: землетрясение, цунами, плиты, сейсмолог. Совершенствовать диалогическую форму речи. Развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта. Развивать умение использовать в речи сложноподчиненные предложения.
Материалы и оборудование: мультимедийный проектор, экран, ноутбук, магнитофон, учебный видеофильм «Цунами», презентация «Землетрясение»; раздаточный: сундук, деревянный конструктор, пластина пластиковая, чипсы в виде пластины, дощечки для лепки (по 2 шт. на ребенка), буклеты с изображением «Правила поведения при землетрясении»
Предварительная работа: Активизация мышления детей через решение проблемных ситуаций, тренинги, просмотр и обсуждение познавательных книг, иллюстраций на данную тематику, моделирование правил и ситуаций безопасного поведения вовремя землетрясении в помещении, на улице, в природе, упражнения на ориентировку в пространстве (создание и чтение схем, маршрутов). Создание игровых ситуаций, ситуаций морального выбора, сюжетно – ролевые игры. Соблюдение двигательной активности через участие детей в подвижных играх, эстафетах, играх – соревнованиях, способствующих развитию психофизических качеств, координации движений, умению ориентироваться в пространстве, закреплению навыков безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях.
Ход НОД:
Деятельность воспитателя
|
Деятельность детей
|
- Введение в тему
|
Сюрпризный момент
Воспитатель обращает внимание детей на красивый сундук, предлагает детям посмотреть на содержимое сундука.
Диалог воспитателя с детьми.
Примерные вопросы:
Что лежит в сундуке?
Из какого материала сделаны кубики?
Какой это конструктор?
Для чего нужен конструктор?
Конструктивно-модельная деятельность
Воспитатель предлагает построить детям небольшие домики из конструктора.
Моделирование ситуации «Землетрясения»
Воспитатель по окончанию строительства начинает шевелить стол.
Ребята, что сейчас произошло?
На какую природную катастрофу это похоже?
|
Дети с интересом рассматривают сундук и открывают его.
Диалог детей с воспитателем.
Примерные ответы детей:
В сундуке лежит конструктор.
Кубики сделаны из дерева.
Это деревянный конструктор.
С помощью конструктора можно создавать разнообразные постройки и конструкции.
Дети самостоятельно сооружают элементарные постройки.
Дети с удивлением замечают, что их постройки разрушены.
Кто-то пошевелил стол и постройки разрушились.
На землетрясение.
|
- Обозначение темы
|
Воспитатель приглашает детей пройти к экрану, занять свои места на стульях.
Контроль осанки детей.
Сообщение темы НОД
Сегодня мы с вами поговорим о землетрясении.
Показ презентации «Землетрясение» с разъяснением.
Воспитатель подводит к вопросу: «Почему происходят землетрясения?»
|
Дети рассаживаются на стульчики.
Просмотр презентации.
Дети делятся с воспитателем впечатлениями о событиях по данной теме из личного опыта.
Дети высказывают свои предположения.
|
- Познавательно-исследовательская деятельность
|
Воспитатель предлагает детям пройти за столы.
Эксперимент «Высокие и низкие постройки»
Цель: экспериментальным путем прийти к ответу на поставленный вопрос
Описание: необходимо расположить две дощечки для лепки вплотную – это будут плиты; построить один высокий дом, другой низкий; смоделировать движение плит и сделать выводы.
|
Дети выполняют алгоритм предложенных им действий, делают самостоятельно выводы.
|
Моделирование ситуации разлома земной коры
Цель: демонстрация детям процесса разлома и образования трещин в земной коре
Воспитатель в руках держит чипсу-пластину, сравнивая ее со слоем земной коры, гнет ее постепенно приподнимая и разламывает.
Воспитатель предлагает детям самостоятельно смоделировать ситуацию разлома земной коры.
Воспитатель подводит к вопросу: «Ребята, как вы думаете, какие дома быстрее разрушаются?»
|
Дети внимательно наблюдают за действиями воспитателя, задают возникшие у них вопросы.
Моделирование ситуации разлома земной коры
|
- Познавательная деятельность
|
Показ презентации «Сила землетрясения» с разъяснением.
Введение понятий: слабое, средне и сильное землетрясение.
Эксперимент «Сила землетрясения»
Цель: определить степень разрушения при землетрясениях разной силы
Описание: необходимо на дощечки для лепки построить один высокий дом; смоделировать движение земной коры и сделать выводы.
Показ учебного видеофильма «Цунами»
Воспитатель демонстрирует эксперимент «Тектонические плиты»
Введение понятия «сейсмолог»
Показ презентации «Правила поведения при землетрясении»
Игра «Землетрясение»
Цель: закрепление полученных знаний на практике.
Правила игры: по команде: «Землетрясение!» дети должны найти безопасное место для укрытия
|
Дети рассаживаются на стульчики.
Просмотр презентации.
Дети обсуждают видеофильм.
Дети выполняют алгоритм предложенных им действий, делают самостоятельно выводы.
Обучающая игровая деятельность
|
- Рефлексия
|
Вручение буклетов «Правила поведения при землетрясении»
|
Дети делятся впечатлениями.
|
|